Работа над техникой чтения

Воспитание интереса к чтению

Ребенок, который плохо читает, будет испытывать большое затруднение 11154541при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроке, он будет неусидчив, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - утомительно. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыком чтения.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Если в 3 (4)-ем классе ученик плохо читает, то в 5-ом классе - падает успеваемость. Ученик старших классов при низкой технике чтения не сможет выполнить домашнее задание из-за большого объема заданий (8 страниц).

Быстро обычно читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

 

Повышение скорости чтения

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Именно это создает запоминание. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения, читать по 5-10 минут. Через 1-2часа ещё одна порция. Перед сном еще. Хороший результат даёт чтение перед сном. Начинать самостоятельное чтение надо с книг, в которых имеются большие картинки, т.к. страницы насыщенные только шрифтом пугают ребёнка. С каждой прочитанной книгой уверенность ребёнка растет и можно переходить к книгам не имеющих иллюстраций.

Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихи, басни, научно-популярная. Для воспитания любви к книге важно, чтобы дома у ребёнка была своя библиотека или просто полочка с книгами.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Взрослый начинает читать вслух и на самом интересном месте прекращает. Увлечённый событиями, ребёнок продолжает чтение. Можно рассказать ребёнку самый занимательный эпизод из какого-нибудь рассказа.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

 

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

  1. Сначала следует прочитать стихотворение.
  2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
  3. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
  4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
  5. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.
  6. Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.
  7. Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.
  8. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

 

«Как научить ребенка беречь книги?»

Для этого необходимо следовать следующим правилам:

  1. Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
  2. Не читать во время еды.
  3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
  4. Класть книгу только на чистый стол.
  5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
  6. Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.

 

«Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания и чтения книги?»

  1. «Что изображено на этой картинке?»
  2. «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».
  3. «О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём – подробно?»
  4. «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»
  5. «Чем ты закончишь рассказ по ней?»
  6. «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»
  7. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я – продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»

 

«Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?»

  1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные для ребенка слова.
  2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
  3. Что нового, интересного он узнал во время чтения?
  4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
  5. Как описана природа в книге?
  6. Какие слова и выражения ему запомнились?
  7. Чему научила его книга?
  8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.