Каким должно быть поведение ученика, чтобы он сдал единый государственный экзамен максимально успешно?
Какие психологические качества ему при этом требуются?

 Однозначных ответов на эти вопросы дать нельзя, поскольку эти качества являются не столько обязательными, сколько желательными. Наиболее важно, что достижение высокого результата при тестировании возможно различными стратегиями.

Так, можно набрать баллы, решив большое количество простых заданий – или одно более сложное. Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного "сдать успешно" — означает получить "3", для другого — "4", для третьего — набрать минимум 75 баллов (поскольку в его вуз объявили именно такой проходной балл), а для кого-то — минимум 97 или 99 баллов. При этом надо помнить, что тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только 1 человек на 10 000 выпускников.

Таким образом, имеет значение не только уровень подготовки, но и уровень притязаний. Поэтому принципиальны многочисленные "пробы", по результатам которых корректируется исходная цель.

Тем не менее, можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

  • Высокая мобильность, переключаемость
  • Высокий уровень организации деятельности
  • Высокая и устойчивая работоспособность
  • Высокий уровень концентрации внимания, произвольности
  • Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
  • Сформированность внутреннего плана действий.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям.

Успехов!